Роение — это естественный способ размножения пчелиных семей делением. Отделившаяся часть пчелиной семьи улетает от основной — материнской на значительное расстояние, иногда несколько километров, и осваивает новую территорию, что способствует сохранению пчел как вида. Роевые пчелы перед вылетом заполняют свои медовые зобики медом, который очень экономно расходуют, так что этой «заправки» им хватает на 8-10 дней автономной жизни. На этом связь вылетевшего роя с семьей полностью прекращается, он становится независимым.
Семья, отпустившая рой, называется материнской, что не строго соответствует действительности. Старая матка, обеспечившая роение, уходит с первым роем, а в так называемой материнской семье остаются еще не вылупившиеся из маточников дочки. Если старая матка зазевается с выходом, то вылупившаяся на седьмой день после запечатывания кокона молодая, ловкая и сильная дочка без танковых пушек легко расправляется со своей пожилой мамой. Роя может не выйти вообще. В прошлом году на нашей пасеке с большинством семей так и произошло. К моменту роения началось длительное ненастье. В холод и дождь рои не выходят. Дочки вышли и устроили «государственный переворот» — сначала уничтожили родительниц, а затем будущих соперниц — беспомощных младших сестер еще не вылупившихся из коконов-маточников.
Однако, несмотря на несостоявшееся роение, ослабление пчелиных семей все же произошло. Молодой матке надо 4-5 дней на половое созревание, затем на спаривание с трутнями. Считается, что молодая матка начинает нестись (откладывать яйца) на 10-12 день после выхода из кокона. Таким образом, при откладке полутора-двух тысяч яиц в сутки семья недополучит 20-25 тысяч молодых пчел с учетом того, что за несколько дней до роения старая матка перестает нестись, т.к. ей надо лететь вместе с роем. Обабившаяся, откладывающая яйца матка летать не может.
Роение как способ размножения определяется структурой пчелиной семьи. Пчелиная семья, включающая в период своего расцвета (июнь-июль) 60-80 тыс. особей, это единая биологическая система, состоящая из одной пчелиной матки, нескольких сот трутней и рабочих пчел — самой многочисленной группы, выполняющей все работы, начиная от сбора нектара и пыльцы, переработки их в мед и пергу, отстройки восковых сотов до «воспитания» расплода и защиты гнезда.
Ни один элемент этой биологической системы самостоятельно существовать не может. В процессе эволюции произошла специализация членов пчелиного сообщества. Рабочие пчелы — женские особи, девственницы, утратившие половые функции. У матки же, наоборот, только они и остались. Она не может собирать ни нектар, ни пыльцу. Самый праздный образ жизни ведут трутни — мужские особи семьи. Взгляд на них у пчеловодов разный. Многие считают их просто паразитами, поедающими мед и пыльцу. Другие пчеловоды, особенно одинокие женщины, считают мужское начало в пчелиной семье необходимым. Справедливости ради надо сказать, что семьи, в которых есть трутни, на медосборе работают активнее, чем семьи без них, которые становятся вялыми. Есть даже поговорка: «Трутень-дурень, а без него — не семья».
Первый признак подготовки пчелиной семьи к роению — появление большого количества трутневого расплода. Далее прекращается строительство восковых сотов — «не тянут вощину». Сильно сокращается летная деятельность семьи. Пчелы гирляндами висят на нижних рейках рамок. Этих «митингующих» пчел значительно больше, чем работающих — семья готова к роению. Среди пчеловодов есть как сторонники роевой свободы и разведение пчел, так и ярые противники роения. Легко быть сторонником роевой свободы владельцам малых пасек в несколько ульев в безлесных районах, где самым высоким деревом является яблоня или груша. Вылетевший рой вначале прививается обычно не дальше 50-100 м от пасеки на дерево или даже куст смородины. Его надо просто быстро снять, подержать несколько часов в холодном подвале. Затем, подготовив улей, наполнить его рамками с сотами и вощиной и высыпать в него пойманный рой.
Чтобы рой не слетел вновь в улей, ставят рамку с расплодом. Пчелы в отличие от людей детей не покидают. Таким образом пчеловод получает новую семью.
Другое отношение к роевой свободе на крупных пасеках, да еще в лесных районах. Попробуйте достать рой привившийся на тонкой ветке двадцатиметровой ели или березы. Рой обычно сидит 1-2 часа, а дальше — поминай как звали.
Существует целый комплекс противороевых мер, одним из которых является селекция менее ройливых семей. Хороший эффект дает искусственное ослабление готовящихся к роению семей путем изъятия у них рамок с расплодом и заменой их пустыми сотами и рамками с не отстроенной вощиной. Вынутым расплодом усиливаются слабые семьи. Уменьшение роения достигается разведением наименее ройливых пород пчел. Одной из наиболее ройливых считается наша среднерусская пчела. Она сформировалась в суровых условиях Севера, чаще погибала, чем южные пчелы, и роение было способом выживания.
Появление обильного медосбора может вывести пчел из роевого состояния.
Хотя роение — это бедствие для практического пчеловодства, полностью избежать его не удается, несмотря на все принимаемые противороевые меры. Оно заложено в инстинктах.
Пчелиная семья может отпустить не один рой. Они даже имеют свои названия «Первак» — это самый сильный рой со старой плодной маткой. Обычно с ним уходит до половины пчелосемьи. «Вторак» выходит с молодой, неплодной маткой в том случае, если молодая матка не успела расправиться со своими младшими сестрами.
Может выйти третий рой — «третьяк», а иногда еще и нежизнеспособные маленькие рои — поройки. Они не в состоянии самостоятельно существовать, обеспечить себя кормом на предстоящую зиму и обречены на гибель.
Роение снижает медосбор, так как ульи лишаются большей части рабочих пчел, а изроившиеся семьи, отпустившие много роев, товарного меда вообще не дают.
Для пчеловодов же пора роения — часто потеря контроля над пасекой, когда она становится неуправляемой, и одновременно выходят несколько роев. Главная задача — загрузить пчел работой — вывезти их к обильным медоносам.